Китайский сериал, который вам понравился более всего
Ледяная фантазия
Нефритовая династия
Эпоха династии Цинь
Поразительное на каждом шагу
Девушка-демон
Лань Лин Ван
Императрица Китая
Когда он придет, закрой глаза
Другой
Чатик ^_^
«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Онлайн
Сейчас на сайте: 24
Юзеров: 0 Гостей: 20 Роботов: 4

Юзеры:
- отсутствуют

Гости:
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,

Роботы:
Msn,

Последние 20 посетителей...
0

Информация о Якудза

«Якудза» (yakuza, ヤクザ или やくざ) также известны как «гокудо» (gokudō, 極道) и являются членами традиционных организованных преступных группировок в Японии. Также известны как «силовые группировки» и на сегодняшний день являются одной из самых крупнейших преступных организаций в мире. В японской юридической терминологии якудза называют «борёкудан» («bōryokudan»), что и означает «силовая группировка». Это название сами якудза расценивают, как оскорбительное, т. к. оно может быть применено к любому типу криминала. В западной прессе якудза известны как «японская мафия».

Группы якудза построены по принципу жёсткой иерархии, и их внутренняя жизнь регулируется различными кодексами поведения. Такие группы есть почти на всех японских островах, а также кое-где за границами Японии. В разговорах якудза пользуются особым жаргоном и в наши дни выдают себя обычно за бизнесменов. С 1993 года отношение властей к якудза стало значительно более жёстким, что было спровоцировано получившим большую огласку инцидентом нападения на кинорежиссёра Дзюдзо Итами членами клана Гото (яп. 後藤組 Гото-гуми). Теперь даже принадлежность к гуми (банда якудза) уголовно наказуема, что всё больше вынуждает современных якудза к переходу на нелегальное положение. Вследствие этого обострились отношения якудза с полицией (эти отношения не всегда были плохими) и упал их общественный авторитет.

Центральной фигурой в иерархии якудза является оябун (親分), который примерно соответствует русскому «пахану».

Современные якудза расширили круг своих интересов до влияния на финансовые рынки и политическую коррупцию. Они пытаются также оказывать влияние на политические выборы, при этом кандидаты поддерживаются денежно или через «услуги», с расчётом на послевыборный шантаж. Наряду с этим якудза занимаются также «традиционными» для мафии видами деятельности — наркоторговлей, проституцией, торговлей людьми, незаконным игорным бизнесом, патинко или «крышеванием», что, например, скрывается многими ресторанами под статьёй расходов на стирку салфеток. Одной из наиболее прибыльных традиционных сфер бизнес-деятельности якудза считаются операции с недвижимостью и строительство. Также достаточно популярен шантаж топ-менеджмента корпораций компрометирующей коммерческой информацией, либо угрозы, связанные со срывом собраний акционеров или манипуляциями курсом акций.

Штаб-квартиры кланов якудза, украшенные неоновыми эмблемами, размещаются в престижных бизнес-кварталах японских городов, полиция обычно не вмешивается в их деятельность. Согласно неписанным правилам якудза, обвиняемый в совершённом преступлении отдельный член бандформирования принимает на себя личную ответственность за совершённое, и тем самым не даёт юридического повода обвинить своих руководителей в преступной деятельности. Сложная взаимосвязь якудза, правительственных чиновников и полиции позволяет якудза чувствовать себя уверенно. Члены группировок имеют характерные, нашиваемые на одежду, фирменные эмблемы, которые открыто демонстрируют.

 

Организации и ритуалы якудза

Организация деятельности якудза по своей структуре очень сильно напоминает традиционные японские отношения сэмпай-кохай.

 

Структура.

В ходе своего создания якудза приняли традиционную японскую иерархическую структуру оябун-кобун («oyabun-kobun»), где кобун (子分, «приёмный ребёнок») обязан выказывать лояльность по отношению к оябуну (親分, «Приёмный родитель»). В гораздо более позднем периоде был разработан кодекс «дзинги» («jingi», 仁義, кодекс «справедливости и долга»), где было закреплено, что верность и уважение являются образом жизни.

Отношения оябун-кобун закрепляются церемониальным обменом чаркой сакэ. Этот ритуал не является особенностью мира якудза и обычно встречается в традиционной японской синтоистской свадьбе и, возможно, был частью побратимских отношений.

Во время Второй мировой войны более традиционная форма организации тэкия/бакуто уменьшалась, т. к. всё население было мобилизовано для участия в военных действиях, а общество находилось под бдительным и строгим оком военного правительства. Однако, после войны якудза снова воспрянули.

Предположительно, якудза проникли во все сферы человеческой жизни в Японии. Наиболее романтические сказочки говорят, что якудза принимают сыновей, которых бросили или отослали от себя родители. Многие якудза начинали свою «профессиональную» деятельность в средней или старшей школе как уличные бандиты или члены босозоку-банд (bōsōzoku). Некоторые головорезы-якудза фактически не особо умны, если не сказать умственно отсталы, но их принимают в кланы из-за хорошей физической подготовки.

Возможно из-за того, что они изначально обладают более низким социальным статусом якудза часто становятся буракумин и этнические корейцы. Лидеры кланов якудза это, как правило, очень хитрые, жёсткие и интеллектуальные мужчины, т. к. чтобы подняться до высшего уровня в иерархии якудза, нужно быть весьма конкурентоспособным и бессовестным.

Кланы якудза возглавляет оябун или кумитё (kumichō, 組長, «глава семьи»), который отдаёт приказы своим подчинённым-кобун. В связи с этим организация якудза является своеобразной вариацией традиционных японских отношений сэмпай-кохай. Члены банд якудза переносят семейные отношения в кланы в том смысле, что относятся друг к другу, как к отцу или как к старшим/младшим братьям. В кланах якудза практически все члены это мужчины и женщин очень мало. Однако, если они есть, их принято называть «o-nee-san» (お姉さん, «старшая сестра»). Когда глава Ямагути-гуми в конце 90-х гг. был убит, его жена, хоть и на краткий срок, приняла бразды правления семьёй.

Якудза имеют очень сложную структуру: существует самый главный босс синдиката — кумитё, сразу за которым идёт сайко комон («saiko komon», 最高顧問, «старший консультант»), а за ним — со-хонбутё («so-honbucho», «начальник штаба»). На следующем уровне командования стоит вакагасира («wakagashira»), который управляет несколькими кланами в регионе, а непосредственно кланом при этом управляет сятэйгасира (shateigashira).

Связь каждого члена клана подчинена иерархии (sakazuki): на самой вершине находится кумитё и контролирует различных сайко-комон, которые в свою очередь контролируют своих собственных подчинённых в разных районах или городах. У сайко-комон существуют свои собственные подчинённые, включая боссов младшего уровня, консультантов, бухгалтеров и др. Те, кто получил имя от оябуна являются частью одной большой семьи и ранжируются от младших до старших братьев. Вместе с тем каждый кобун может выступать в качестве оябуна для более низкого по рангу клана, который также может стать основой для появления ещё более низкорангового подразделения. В Ямагути-гуми, которая управляет приблизительно 2500 фирмами и 500 кланами якудза, есть даже организации пятого ранга.

 

Ритуалы.

Юбицумэ (yubitsume), или отрезание пальцев: согласно этой традиции после первого проступка нарушитель отрезает кончик мизинца с левой руки и вручает отрезанную часть своему боссу. Иногда босс клана может выполнить этот ритуал и передать отрезанную часть пальца оябуну, когда, к примеру, хочет сберечь одного из членов своего клана от дальнейшей расправы. Происхождение этого обычая сводится к японской манере держать меч.

Три нижних пальца каждой руки используются для того, чтобы крепко держать меч, при этом указательный и большой пальцы слегка расслаблены. Удаление фаланг пальцев, начиная с мизинца, постепенно ослабляет хватку на рукояти меча и идея наказания, таким образом, заключается в том, что человек со слабой хваткой способен только на оборону. В последнее время появились протезы для кончиков пальцев, чтобы скрыть эту особенность, а когда британский мультфильм «Строитель Боб» («Bob the Builder») импортировали в Японию, то даже разрабатывались планы по дорисовыванию персонажам ещё одного пальца, дабы не пугать маленьких детишек.

У многих якудза по всему телу расположены татуировки, которые известны как ирэдзуми («irezumi»). Ирэдзуми до сих пор часто накалываются вручную, когда краска вводится под кожу с помощью бамбуковых или стальных игл. Такая процедура мало того, что болезненна и весьма ощутимо бьёт по карману, она ещё и может занять не один год для воспроизведения всего рисунка.

Отсиживая срок в тюрьме некоторые якудза увековечивают каждый год одной жемчужинкой… введённой под кожу пениса. А когда якудза играют друг с другом в карты ойтё-кабу (Oicho-Kabu), они частенько распахивают свои рубашки или завязывают их вокруг талии, демонстрируя таким образом друг другу свои татуировки. Это один из немногих случаев, когда якудза показывают свои татуировки «на людях», т. к. как правило узоры тщательно скрываются высоко застёгнутыми рубашками с длинными рукавами.

Другим известным церемониалом у якудза является совместное распитие сакэ — таким образом скрепляется братская клятва между отдельными якудза или целыми мафиозными кланами. К примеру, в августе 2005 г. Кэнъити Синода (Kenichi Shinoda) и Кадзуоси Кудо (Kazuyoshi Kudo) провели такую церемонию, скрепляя побратимство своих кланов — Ямагути-гуми и Кокусю-кай.
Деятельность якудза в наше время

Во-первых, якудза не какое-то там тайное общество, как их коллеги из итальянской мафии или китайских триад. Организации якудза очень часто имеют на входной двери деревянную дощечку с названием клана/семьи или эмблемой. Очень часто многие члены якудза носят яркие костюмы и солнцезащитные очки, поэтому они легко распознаются простыми жителями («катаги», «katagi»). Даже манера ходить выдаёт якудза из толпы: их высокомерная и размашистая походка заметно отличается от походки простых жителей, занятых своими обычными ежедневными делами. Или же, к примеру, якудза может одеться вполне скромно, но при этом при необходимости выставит часть татуировок напоказ, указывая свой род деятельности. Иногда якудза носят маленькие эмблемки на лацканах пиджаков, а одна семья якудза как-то даже издавала ежемесячный бюллетень с детальной информацией касательно сроков отсидки, свадеб, похорон, убийств членов семьи. Также в бюллетень входили стихи лидеров семьи.

До недавнего времени большинство доходов якудза поступало из торговых и развлекательных районов, а также кварталов красных фонарей, которые находились под защитой якудза от разного рода рэкетиров. Как правило, такие районы избегают связываться с полицией, предпочитая быть под «тёплым крылышком» якудза. Японские полицейские также в свою очередь отказываются вмешиваться во внутренние дела таких общин, как торговые ряды, школы/университеты, «ночные» районы и иже с ними. В этом смысле якудза всё ещё расцениваются, как полузаконные организации. Например, после землетрясения в Кобэ местная штаб-квартира Ямагути-гуми быстро мобилизовалась, чтобы помочь местному населению бороться с последствиями землетрясения. Был даже пригнан вертолёт и событие в целом широко освещалось в СМИ в пику заторможенной реакции японского правительства. По этой причине многие якудза рассматривают свои доходы как своеобразный налоговый сбор.

Якудза активно участвуют в секс-индустрии, занимаясь контрабандой порнографии из Европы и Америки, импортируя её в Японию. Также якудза контролируют крупные артели «ночных бабочек» по всей стране. В Китае, где закон ограничивает количество детей в семье, а предпочтение традиционно отдаётся мальчикам, якудза могут покупать нежеланных девочек всего лишь за 5000 $ и отправить их на работу в «мидзу сёбай» («mizu shōbai», «water trade»), т. е. в контролируемые якудза ночные бары, рестораны и клубы. Филиппины являются ещё одним источником молодых женщин. Якудза обманывают местных девочек из обедневших деревень, обещая им респектабельные рабочие места и хорошую зарплату в Японии. Но, разумеется, вместо вожделенных златых гор девочки быстро осваивают одну из древнейших профессий в мире, становясь проститутками и стриптизёршами. Причём часть девушек это вполне устраивает, т. к. они получают больше денег, чем могли когда-либо заработать на Филиппинах.

Очень часто якудза занимаются специализированной японской формой вымогательства, известной, как «сокая» («sōkaiya», 総会屋). Сокая по сути является специализированной формой защиты от рэкета. Якудза не третируют малый бизнес, предпочитая запугивать акционеров крупных корпораций. Например, они пугают обычного держателя акций присутствием головорезов из своих кланов и получают право на участие в совещании и небольшой покупкой акций. Занимаются якудза и обычным шантажом, получая уличающую или компрометирующую лидеров или участников тех или иных компаний информацию. После того, как якудза закрепляются в той или иной компании, они становятся её защитниками, оберегая от воздействия внутренних скандалов на общественность. А некоторые компании по-прежнему считают взятки частью своего ежегодного бюджета.

Якудза оказывают сильное влияние на японскую профессиональную борьбу — «пурорэ-су» («puroresu», от англ. «professional wrestling»). Их интерес в этом деле, разумеется, чисто финансовый. Якудза, в основном, поддерживают и продвигают своих бойцов, а также в ведении якудза находятся многие арены и стадионы, на которых проводятся состязания. Якудза также получают определённый процент от сборов.

В целом считается, что якудза являются своеобразными покровителями борьбы и смешанных боевых искусств, и для борцов нет ничего необычного в том, чтобы обратиться за покровительством к тому или иному клану. Можно сказать, что ни одно из крупных мероприятий по борьбе в Японии не провалилось, потому что в них были заинтересованы якудза.

Пионер японской борьбы, Рикидозан (Rikidozan), был убит якудза, а бывший участник Мирового чемпионата по борьбе, Ёсихиро Тадзири (Yoshihiro Tajiri), отказался показывать «уловку якудзы», боясь, что станет мишенью для настоящих якудза. Профессионального борца Ёсиаки Фудзивару (Yoshiaki Fujiwara) частенько называли «кумитё» («kumicho», т. е. «крёстный отец») и он часто играл якудза в различных японских комедиях и драмах.

Есть у якудза связи и на японском рынке недвижимости, и в банковском деле — в этом им способствуют «дзиагэя» («jiageya», 地上げ屋), которые специализируются на том, чтобы убедить владельцев малых форм недвижимости продать свою собственность, и обогащают таким образом компанию. За экономику «мыльного пузыря» 1980-х гг. также возлагают ответственность на спекулянтов с недвижимостью из банковских филиалов. После краха японской экономики в то время был убит менеджер главного банка в Нагое, в связи с чем было выражено предположение о связи банковских дельцов с преступным миром.

Также, как известно, якудза вкладывают обширные инвестиции во вполне законные и крупные компании. В 1989 г. Сусуму Исии (Susumu Ishii), оябун Инагава-кай, купил акции Tokyo Kyuko Electric Railway на 255 млн. долларов.

В принципе, кражи не считаются законной деятельностью якудза — все их действия как бы полуприкрыты, а кража является целиком и полностью тайным деянием. И, что более важно, такой акт со стороны якудза будет расценен, как злоупотребление отношением обще-ства. Также фактически якудза не проводят действительные экономические операции само-стоятельно. Основные бизнес-мероприятия, такие как мерчендайзинг, выдача займов, управление игорными домами и т. п., осуществляются не самими якудза, а теми, кто платит мафии за защиту своей деятельности.

Существует множество доказательств того, что якудза участвуют и в международных преступных операциях. Например, в азиатских тюрьмах по обвинению в торговле наркотиками или контрабанде оружия сейчас находится множество татуированных членов группировок якудза. В 1997 г. один из доверенных членов якудза был задержан с четырьмя килограммами героина в Канаде. В 1999 г. спецслужбами было подслушано, как член итало-американского мафиозного клана Боннано (Bonnano), Микки Заффарано (Mickey Zaffarano), говорил о выгоде для обеих семей от торговли порнографией. Другим видом рэкета, которым не гнушаются якудза, является привлечение женщин других национальностей рас, в особенности это касается европеек, всеми возможными благами, которые им может дать Япония, а потом выставление их на панель.

Из-за своего происхождения в качестве легитимной феодальной организации и связи с японской политической системой через «уёку» («uyoku», ультраправые силы), якудза в некотором роде являются влиятельной силой, обладающей определённой властью.

В начале 80-х гг. в Фукуоке разразилась война якудза, которую никак не удавалось взять под контроль и в результате несколько гражданских получили ранения. Тогда в дело вмешалась полиция и вынудила боссов обеих сторон официально объявить перемирие между кланами.

В различные времена общественность японских городов приступала к борьбе с якудза, которая шла с переменным успехом и увенчалась самыми разнообразными результатами. В марте 1995 г. японское правительство приняло законопроект под названием «Закон о предотвращении незаконной деятельности членов преступных группировок», который значительно усложнил жизнь традиционному рэкету.

 

Организация якудза.

В основе организации якудза лежит традиционная для Японии мужская клановая организация: «отец — дети» и «старшие братья — младшие братья». Глава клана называется оябун («шеф») или кумитё («старший начальник»). Он — начальник всех и над всеми.

Далее в иерархии следуют сайко комон («старший советник»), со-хомбутё («глава штаб-квартиры»), вакагасира («второй человек, заместитель»), фуку-хомбутё («помощник шефа»). Все они командуют некоторым количеством банд, и их влияние определяется коли-чеством «подотчетных штыков». Если кумитё погибает, один из его подчиненных занимает его место.

Также кумитё подчиняются комон (советники), сингиин (консультанты), кумитё хисё (секретари) и кайкэй (бухгалтеры).

Непосредственно банды состоят из старших бригадиров сятэй («младшие братья»), младших бригадиров вакасю («юнцы») и простых якудза. В каждую из них входит примерно от 20 до 200 человек. Соответственно, в клан могут входить десятки тысяч якудза. Такой клан может контролировать несколько городов.

Существуют и независимые банды, не входящие в кланы. Однако создать такую банду исключительно трудно — вся территория уже поделена. Одинокий же якудза выжить не может вообще.

При приеме в клан совершается обряд сакадзуки — шеф и новый член клана пьют из одной чашечки сакэ. Так они становятся членами одной семьи.

Для узнавания друг друга и отличения от толпы якудза часто носят значки с «даймон» — эмблемой, гербом клана. Якудза-руководители имеют право носить золотые даймон.

Принципы якудза.

В политическом смысле якудза обычно считают себя ультраправыми. Они выступают за традиционные семейные ценности, за возвращение политики милитаризма, за возрождение самурайских традиций.

Для якудза очень важно разделение на якудза и катаги — «лохов», всех, кто не является якудза. Поскольку якудза возводят свою историю к «защитникам справедливости», традиционные законы якудза запрещают убивать катаги. Все остальное (рэкет, шантаж, грабеж, изнасилование) разрешается. Также разрешается убивать катаги, угрожающих деятельности клана.

Разумеется, якудза разрешается убивать других якудза. В случае войн между кланами дело иногда доходит до использования тэпподама — киллеров-камикадзе.

В клан якудза не входят женщины. Якудза вообще не доверяют женщинам — они считают, что женщины должны сидеть дома и заботиться о семье. В клане уважают только жен кумитё. Их называют «старшие сестры» (анэ-сан) и иногда с ними советуются, если кумитё в тюрьме или в больнице. Прочие же женщины, особенно не связанные с якудза, считаются «подстилками», и обращаются с ними соответственно.

Самое главное для якудза — личная честь, считающаяся производной от чести клана. Якудза не переносят, когда их оскорбляют или унижают. За экзотическими исключениями, якудза никогда не признают ошибок и не оправдываются. Опозоривший себя якудза может быть приговорен к отрубанию фаланги пальца, смерти, изгнан из шайки и так далее. Молодым якудза предписывается ничего не желать для себя и работать только на благо клана.

Взаимопомощь и поддержка друг друга также считается очень важной. Если якудза попадает в тюрьму, весь клан пытается помочь ему освободиться. Прикрыть «коллегу» считается большой доблестью.

Кланы якудза с большими традициями любят изображать из себя защитников обездоленных. Так Ямагути-гуми, один из самых больших кланов со штаб-квартирой в Кобе, оказал родному городу большую помощь после землетрясения 1995 года.

 

Некоторые слова жаргона якудза.
Оядзи (Oyaji) — «Отец», начальник.
Кёдай (Kyoudai) — «Брат», коллега.
Камбу (Kanbu) — «Начальство», якудза высокого ранга.
Досу (Dosu) — Самурайский меч, все ещё используемое некоторыми якудза оружие.
Тяка (Chaka) или Хадзики (Hajiki) — Огнестрельное оружие (обычно — пистолеты).
Сябу (Shabu) — Наркотики.
Сима (Shima) — Рэкет на определенной территории.
Номия (Nomiya) — Нелегальное букмекерство на ипподроме. Часто не только нелегальное, но и нечестное. Букмекеры-номия легко могут отказаться выплачивать выигрыш.
Киритори (Kiritori) — Выбивание долгов.
Юсури (Yusuri) — Шантаж.
Цуцумотасэ (Tsutsumotase) — «Хипес», форма вымогательства. Женщина приводит «лоха» домой, а затем является «оскорбленный муж» и требует отступного.
Сэнсо (Senso) — Война кланов якудза.
Тэути (Teuchi) — Перемирие в войне кланов.
Сацу (Satsu) или Пори (Pori) — Полиция.
Фуда (Fuda) — Ордер на арест или обыск.
Оцутомэ (Otsutome) — Заключение под стражу.
Кагэтёфу (Kagechoufu) — Денежная помощь, которую оказывает клан якудза попавшему в тюрьму.

 

Основные семьи якудза.

Хотя общая численность якудза значительно уменьшилась после вступления в силу закона, направленного, как полагают, непосредственно против якудза и принятого японским правительством в 1992 г., в настоящее время в Японии насчитывается около 87000 членов.

Существует множество якудза групп, но все вместе они образуют крупнейшую преступную организованную группировку в мире. Большинство якудза принадлежит к одной из четырёх основных семей.

 

Yamaguchi-gumi

(六代目山口組, Rokudaime Yamaguchi-gumi) Создан в 1915 г. и является самой крупной семьёй якуд-за с численностью свыше 39000 членов, разделённых на 750 мелких кланов, которые составляют около 45% от всех якудза в Японии. Несмотря на полицейские гоне-ния, длящиеся уже свыше 10 лет, Ямагути-гуми продолжает расти. Штаб-квартира семьи находится в Кобэ, откуда осуществляется руководство преступной деятельностью по всей Японии. Также семья участвует в операциях в Азии и США. Синобу Цукаса (Shinobu Tsukasa), также известный как Кэнъити Синода (Kenichi Shinoda), является нынешним главой («оябун») Ямагути-гуми. Он является приверженцем экспансионистской политики и увеличивает число операций в Токио (который традиционно не входил в территорию Ямагути-гуми).

 

Название герба:
Ямабиси (Yamabishi,
山菱)

 

Sumiyoshi-rengo

(住吉会), иногда называется как Sumiyoshi-kai (住吉会) Сумиёси-рэнго это вторая самая крупная семья якудза, в которой состоит около 10000 членов в 177 кланах. Сумиёси-кай, как её иногда называют, является конфедерацией малых групп якудза. Её нынешним оябуном является Сигэо Нисигути (Shigeo Nishiguchi). По своей структуре Сумиёси-кай отличается от своего главного соперника, Ямагути-гуми. Цепь из нескольких кланов представляется более слабой и, хотя Нисигути является высшим оябуном, руководство семьёй вместе с ним делят несколько других членов Сумиёси-кай.

 

Inagawa-kaï

(稲川会) Инагава-кай — третья крупнейшая семья якудза в Японии, в неё входит 7400 членов, которые распределены по 133 кланам. Штаб-квартиры семьи расположены в Токио и Иокогаме, а сама Инагава-кай была одной из первых семей якудза, которые расширили область своего влия-ния за пределы Японии. Нынешний оябун семьи — Ка-кудзи Инагава (Kakuji Inagawa).

 

Toua Yuai Jigyo Kummiai

(東亜友愛事業組合), иногда называется также Tōa-kai (東亜会) Основанная в 1948 г. Хисаюки Матии, Тоа-кай быстро стала одной из самых влиятельных семей якудза в То-кио. Эта семья состоит из якудза корейского происхождения, а её численность составляет свыше 1000 человек, организованных в 6 кланов. Нынешний оябун семьи — Сатору Номура (Satoru Nomura).

 

Они считают себя «защитниками обездоленных», часто передают деньги в благотворительные фонды и безвозмездно помогают нуждающимся. Вблизи их штаб-квартир, расположенных в центральных районах города и порой занимающих целые небоскребы, всегда царит спокойствие и тишина, эти кварталы считаются самыми мирными. Они никогда и ни от кого не прячутся, гордо носят нашивки своего клана на верхней одежде и раздают визитки с номерами своих телефонов. Они — якудза, и это многое объясняет.

Запитый неоном район Гинза, известный как район развлечений. Игрово клуб. Мужчины в темных костюмах беседуют, курят и играют в карты, несколько человек в углу вовлечены в тихую, но какую-то важную беседу. Другие расслабленно выдыхают дым в лицо девушкам, которые украшают курительную комнату своим присутствием, словно вазы с цветами. Клуб расположен на втором этаже зала игровых автоматов, снизу доносятся звон падающих монет и клацанье кнопок. 
Шум сотен падающих шариков смягчается музыкой из «Крестного отца». Неприметный пожилой человек что-то рассказывает группе людей, и те, внимая каждому его слову, отвечают кивками и иногда слышимыми «да!». Тихо притворив за собой входную дверь, появляется запыхавшийся молодой человек и протягивает старцу небольшой сверток из ткани с красными пятнами. Разговоры смолкают, но никто не проявляет повышенного внимания. Ведь все находящиеся люди и так отлично знают, что в свертке - отрезанная фаланга мизинца. Некоторые из присутствующих невольно бросают взгляд на свои обрубки. Все дело в том, что отрубленный в знак раскаяния палец - это лишь одна из традиций японской мафии якудза.
Этимология слова «якудза» крайне любопытна. Она происходит из древней японской карточной игры «ойчо-кабун», что в переводе значит «ничего хорошего». Игра эта является интерпретацией всем известного «Блэк Джэка» (русское «очко») на японский лад, с той лишь разницей, что максимальное количество очков -девятнадцать вместо двадцати одного. Худшими картами на руках являются девятка, восьмерка и тройка,составляющие в сумме двадцать очков, но по правилам приносящие игроку ноль. По старояпонски эти цифры произносились так: «девять» - Я, «восемь» - Ку, «три» - За. Теперь прочтите, что получилось.
Согласно легендам, «ничего хорошего» имеет два значения. Суть первого состоит в том, что если человеку приходят такие карты, но он при этом находит в себе силы перебороть судьбу и, более того, выиграть, то это говорит о великом умении и непоколебимой силе духа.
А второе донельзя просто: «ничего хорошего» не светит тому человеку, кто осмелится пойти против банды.

 

Слуги сегуна или городские стражи?

Все откуда-то берет свое начало, даже такое противоречивое явление, как якудза. Корни этой криминальной организации уходят во времена Сёгуната Токугавы. Основой режима являлось наличие жесткой системы каст. Легко догадаться, что во главе стояли воины-самураи, а под началом у них были крестьяне, торговцы и ремесленники. Нравы того времени отличались поразительной жестокостью: воин мог убить крестьянина на месте за «непочтительное отношение», и все произошедшее не противоречило букве закона. Более того, родственники не имели права мстить, потому что это каралось смертной казнью. Затем по причине продолжительного мира в течении периода Эдо (другое название Сёгуната) необходимость в самураях отпала, что привело к их массовому разорению и формированию нового класса - безземельных ронинов. Лишенные средств к существованию, они были вынуждены объединиться в банды, или по-японски «гуми». Банды грабили целые деревни, а то и города. Не лишенные чувства юмора, они называли себя «Хатамото-якко» («слуги сегуна»), со своеобразной иронией указывая на верность своему бывшему хозяину даже вне закона. Народ дал им другое имя - «кабуки-моно» («безумные») за их страшные маски, прически и пове-
дение. Террор ронинов длился два века, вплоть до Реставрации Мэйдзи, и именно
в ронинах современные историки видят зачатки якудза.
Сама мафия всячески оспаривает эту точку зрения, называя себя последователями «Мати-ёкко», или «городских стражей». В функции «мати-ёкко» входила защита простых граждан от «кабуки-моно» или других преступников, причем «городская стража» не являлась государственными отрядами, а действовала по принципу «клин клином вышибают».Основной состав был набран из кутил и азартных игроков, и, по мнению некоторых жителей империи, «неизвестно, кто доставлял вреда больше» - ронины-разбойники или шумные стражи, чьи попойки часто заканчивались грандиозными драками.

 

Коробейники и игроки

Что касается современных японских гангстеров, то и якудза, и историки сходятся во мнении, что они являются выходцами из двух многочисленных групп, появившихся в XVIII веке, а именно: «бакуто» (игроки) и «тэкийя» (торговцы). «Тэкийя» -бродяги, путешествовавшие из города в город и занимавшиеся продажей различных товаров, от еды до деревянных гравюр. Общим у них было одно - крайне редко эти товары были качественными и настолько необходимыми, как утверждали коммерсанты. «Без обмана не получить тебе гонорара» - таким правилом руководствовались «тэкийя», которым приходилось объединятся в большие группы, дабы защитить свой бизнес от обманутых покупателей и грабителей. Со временем масштабы бизнеса увеличились, для дальнейшего развития требовалась четкая иерархия во главе с человеком, отдающим приказы, и людьми, четко их выполняющими, плюс ко всему чувствовалась необходимость в службе безопасности и системе набора рекрутов, продолжающих дело. Следствием этого стал постепенный переход рынков в руки «тэкийя», что, как ни странно, понравилось простым гражданам. Стало спокойнее: служба безопасности ловила карманников и предотвращала волнения, столь часто разгоравшиеся на рынках в то время. Очень скоро бывших бродяг признала власть, «оябуны» (примерно переводится как «шеф») были назначены на должность «управляющих рынками» и получили самурайские привилегии: носить два меча и иметь фамилию. Необходимо заметить, что именно «тэкийя» заложили основу иерархии якудзы: стоящий во главе «оябун», его заместитель «вакагасира» и «сайко-коммон», своего рода менеджер по связям с общественностью. Существовала должность главного офицера службы безопасности, но необходимость в нем пропала после слияния с «бакуто».
«Бакуто», или игроки, находились на более низкой, чем «тэкийя», социальной ступени по причине полного запрета азартных игр в Японии. Но существует гипотеза, что, по негласному указу властей, велся наем «бакуто» в игорные дома, расположенные вблизи шахт и рисовых полей. А все потому, что простые крестьяне и рабочие страстно желали разбогатеть. Отсутствие средств не позволяло открыть свое дело, и трудовой люд шел за легкими деньгами в игорные дома, построенные на казенные деньги.
Там их ждало горькое разочарование - игроки-профессионалы «бакуто» выигрывали большую часть их не слишком большого жалования, возвращая деньги обратно в казну. Но это только лишь гипотеза, а причастность к криминалу «бакуто» - факт. Именно «бакуто» принесли в традиции якудзы татуировки: за каждое нарушение закона игроку набивали на запястье черный круг. Со временем типы и размеры татуировок увеличились, доходя до масштабов всего тела. И если «торговцы» дали якудзе основу, то «игроки» дали само название «якудза» («ойчо-кабун», игра крайне популяр¬ная в их среде) и систему названых «братьев» и «отцов», сохранившуюся с небольшими изменениями до сегодняшнего времени.

 

Разведчик «в законе»

История якудза будет неполной, если не упомянуть о «гурэнтай» («гангстерах»). Сформировавшись после поражения Японии во Второй мировой войне, они, сторонники милитаристских и ультраправых взглядов, подняли уровень насилия в стране на новый уровень. Молодые, полные ненависти к оккупантам «гурэнтай» перенимали стиль чикагских гангстеров, одеваясь в черные костюмы, белые рубашки, и скрывали глаза за темными очками. Несмотря на то, что огнестрельное оружие было объявлено вне закона, молодые японцы нашли способ скупать его у военных - и никто не был застрахован от их ярости, смешанной со свинцом и порохом. Это были уже не торговцы или игроки, а настоящие отморозки с оружием в руках и с дырой в сердце. С появлением «гурэнтай» закончилась эпоха прежних «бакуто» и «тэкийя». Захватив контроль над черным рынком, «гурэнтай» открыли его для поставок героина и опиума из соседних стран. Разгром Японии привел миллионы людей в состояние глубочайшей депрессии, количество суицидов увеличилось во множество раз, и внезапно появившиеся героин и опиум пришлись весьма кстати. Заглушая боль, ненависть и обиду, сами того не осознавая, простые люди сделали вчерашнюю шпану богатейшими людьми страны. «Бакуто» и «тэкийя», уяснив, что с их традиционным укладом битву с полной гнева и энергии молодежью не выиграть, вынуждены были заняться наркоторговлей. А ведь до этого якудза не признавала подобный бизнес, считая его «грязным делом, недостойным самурая».
Япония - страна небольшая, и очень скоро тамошним «крестным отцам» стало тесновато - начались кровавые войны за передел собственности, в которых страдали как сами гангстеры, так и простые люди, попавшие под горячую руку. Неизвестно, куда бы все это привело, если бы в 1960 году Кодама Ёсио, которого сами якудзы называют «миротворец», не задумал примирить враждующие группировки с целью создания одной мощной организации. Сам Кодама в конце тридцатых годов работал в Средней Азии как разведчик, участвовал во многих операциях по получению данных, необходимых Японии для ведения боевых действий. К концу войны в свои 34 года получил звание контр-адмирала и пост советника премьер-министра страны. После падения милитаристской Японии был захвачен американскими солдатами наравне с другими чиновниками и заключен в Сугамскую тюрьму. Несмотря на свой фанатичный ультранационализм, Кодама согласился сотрудничать с оккупантами и даже работал на аналитический отдел G-2 (американская военная разведка, не путать с ЦРУ). Когда оккупация закончилась и было сформировано временное правительство, «миротворец» решил создать одну огромную коалицию якудза из-за опасности «левых» настроений в обществе. Он собрал глав самых могущественных кланов, и результатом этого собрания стало заключение союза. Роль «оябунов» альянса получили Казуо Таока, «пахан» одного из самых сильных кланов в Японии, Ямагучи Гучи и Хисаюки Мачии, лидер корейской мафии. Так было сформировано интернационально-криминальное правительство Японии.

 

Выпить с «оябуном»

Несмотря на крупные изменения в структуре якудз, формально они все еще делятся на «бакуто» и «тэкийя». Например, если основным доходом клана является нелегальная торговля оружием, то он относится к «тэкийя». Кроме хорошо организованных кланов существуют еще и свободные якудза. Чаще всего это мелкий преступник-одиночка, живущий по законом якудза, или небольшая группа криминальных единомышленников. Они находятся в свободном полете вне условностей клана. Для «семей» же подобные якудза - нечто среднее между «козлом отпущения» и наемником. Клан может запросто «настучать» на «свободных», сваливая на них ответственность за какие-то мелкие нарушения своих людей. Если клану необходимо убить кого-то, но неохота «марать руки», можно обратиться к свободным якудзам,предложив им за это деньги или членство в организации. Те из «свободных», у кого есть голова на плечах, либо быстро наживают капитал и переезжают жить в другую страну, либо становятся членами какого-нибудь клана. Все прочие рано или поздно становятся трупами.
Система якудз во многом похожа на сицилийскую мафию, но представляет собой синтез иерархий «бакуто» и «тэкийя». «Оябун» - это «отец», стоящий во главе всего, но у него есть «дети» («вакашу») и «братья» («киодай»), которые ему беспрекословно подчиняются. «Сайко-комон» отвечает за адвокатскую поддержку деятельности клана и отношения с прессой. «Вакагашира» возглавляет отряды «детей». Сами «дети» имеют свои собственные бригады численностью от 20 до 200 человек, и у каждого человека в отряде, от «сына» до вышибалы, есть шанс продвинутся в «семье». Человека, возглавляющего «братьев», называют «шатэй-гашира». По старшинству он выше «вакагаширы», но власти имеет столько же. У «шатэй-гаширы» могут быть «младшие братья» или «дети». Младший по иерархии подчиняется старшему, слово «оябуна» - закон. Как и у любой группы людей со своей идеологией, у якудза есть свои ритуалы. Самый известный из них - отрезание фаланги мизинца левой руки, или «юбитсум». Обряд этот уходит своими корнями в глубокую древность и связан с азартными играми. Если игрок не мог отдать долг, то он собственноручно в присутствии свидетелей отсекал себе ножом часть пальца. После этого он уже не мог держать карты или меч так же хорошо, как раньше, да и простым людям сразу становилось ясно, что этот человек - игрок, да еще и задолжавший, что сильно подрывало его репутацию. У нынешних якудза этот обряд означает искупление своей вины. Если «старший» провинился , он не обязан отрезать себе палец, а может попросить об этом кого-либо из своих «младших».
Еще один обряд - это харакири, или сепукка. Сепукка - пережиток самурайских традиций, и нельзя сказать, что современный якудза после мельчайшего просчета сразу же вспарывает себе живот. Но если это будет крупный «залет», то виновнику от харакири не уйти. 
Обряд распития сакэ представляет собой совместное принятие японской водки из одной чашечки. Таким образом скрепляются кланы и каждый новый «сын» принимается в «семью», выпивая с «оябуном». Якудза считают себя истинными наследниками самурайских традиций. В клан якудза не входят женщины. Считается, что они не могут принести организации «ничего хорошего». Существуют еще и «катаги» - это все те, кто входит в клан, но не живет, как якудза. Убивать их запрещается, но ограбить можно спокойно. Конечно же, «катаги», мешающий клану, должен умереть. За убийство якудзы из своего клана проводится нечто вроде суда, устанавливающего правомерность убийства. Убийство якудзы из враждующего клана только приветствуется. Убийство якудзы из клана дружественного приравнивается к убийству «своего».
Для власти организованная преступность якудз куда лучше хаотичного потока громил-одиночек. Спокойствие и порядок - любой ценой. Конечно, якудза иногда воюет с государством, но чаще это игра на публику. Пару-тройку раз в год якудза отдает провинившихся или ненужных людей в руки полиции, их примерно наказывают и обыватели пребывают в твердой уверенности, что власть мужественно борется с преступниками.
Подобный счастливый симбиоз государственных и криминальных структур, формально считаясь нонсенсом, уже никого не удивляет. Наверное, потому, что подобная ситуация характерна не только для патриархальной Японии.

 

История появления и развития якудза.

Несмотря на свою известность в современной Японии, точное происхождение якудза до сих пор остаётся предметом дискуссий.

 

Истоки.

Первые исторические предпосылки их появления относят к хатамото-якко (hatamoto-yakko) или Кабуки-моно (Kabuki-mono) XVII столетия, которые являются производными классами от низшего ранга «хатамото» (hatamoto).

Другие теории, предложенные самими членами якудза, отстаивают их происхождение от «мати-якко» (machi-yakko), защищавших деревни от хатамото-якко, которые пытались, невзирая на силу и подготовленность мати-якко, их грабить. Несмотря на свои недостатки мати-якко расценивались как народные герои на уровне того же Робин Гуда.

Теория, предполагающая происхождение якудза от хатамото-якко, считает так из-за принятых ими странных стилей укладки волос и возмутительных одежд, каковые носили в эру Гэнроку во время представлений актёры театра Кабуки.

Несмотря на некоторые различия во мнениях, большинство исследователей сходится в том, что большинство событий, связанных с появлением якудза, относятся к периоду Эдо. Поскольку в то время клан Тоётоми Хидэёси уже не угрожал власти Токугава, то в стране воцарился мир и огромное количество солдат уже не требовалось для поддержания всеобщего порядка и они перебрались в замки своих даймё.

Из-за изоляции Японии и ограничения внешней торговли, её собственная торговля и сельское хозяйство значительно улучшились, что привело к накоплению власти внутри класса торговцев, а самураев поставило в зависимость от них – «зарплата» самураям выплачивалась в виде натурального продукта – риса, который затем продавался на местных рынках.

Последующие стихийные бедствия, голод и повышение налогов привели к дестабилизации положения в обществе, падению морали и общественному недовольству правительством. Тогда стали появляться такие личности, как ронины, сыгравшие немалую роль на исторической сцене Японии. Именно ронины перешли от простой кражи денег и насилия к охране деревень от разбойников и прочего нехорошего люда взамен за определённую плату, конечно же. Современные якудза, однако, утверждают, что вышли именно из рядов мати-якко, опровергая происхождение из рядов хатамото-якко, т.к., видите ли они [хатамото-якко] связаны с воровством, чего честные современные якудза себе никак позволить не могут.

В больших городах несколько таких групп часто существовали одновременно и, как следствие, боролись за территорию, деньги и влияние – совсем как многие современные банды, – игнорируя всяких гражданских лиц, по чистой случайности оказавшихся на линии огня.

Исконные типы якудза

Несмотря на некоторую определённость в точном происхождении якудза, большинство современных якудза проистекают из двух группировок, возникших в период Эдо: «тэкия» («tekiya»), которые в первую очередь торговали вразнос незаконными, крадеными или дрянными товарами; и «бакуто» («bakuto»), которые были связаны или участвовали напрямую в азартных играх.

Тэкия («коробейники») считались одной из самых низших каст периода Эдо. Когда они стали формировать собственные организации, они приняли на себя некоторые административные обязанности, как то торговля только в определённых районах (т.е. у каждого был свой участок) или защита их коммерческой деятельности. Во время синтоистских фестивалей тэкия открывали киоски, а некоторые члены группировки нанимались в качестве охраны. Каждый тэкия платил за аренду в обмен на киоск и защиту во время проведения фестиваля. Наконец правительство Эдо официально признало организации тэкия и предоставило их «служащим» («оябун», «oyabun») право на ношение фамилии и меча. Это стало огромным шагов вперёд для торговцев, т.к. до этого момента только самураи и знать могли иметь при себе мечи.

Бакуто («игроки») стояли гораздо ниже по социальной лестнице, нежели торговцы, т.к. азартные игры являлись незаконными (и, в общем-то, продолжают являться таковыми сейчас – на деньги, во всяком случае. Но и тут, впрочем, существует определённое количество уловок). Мелкие игорные дома множились в заброшенных храмах и святынях на окраинах городов и деревень по всей Японии. Большинство из них могло предоставлять некоторую ссуду своим клиентам и держало собственную службу безопасности. Бакуто презирались всеми слоями общества в целом и большинство негатива, связанного с якудза, происходит именно от «игроков» и их занятий. Собственно, название «якудза» является самоназванием бакуто.

Из-за экономической ситуации в середине периода и преобладания купечества, развивающиеся группировки якудза состояли из неудачников, не могущих адаптироваться в обществе, и преступников, которые занимались вымогательством на местных рынках и продавали подделки или дрянные товары.

Корни якудза всё ещё можно обнаружить в обрядах посвящения тэкия и бакуто. Несмотря на то, что современные якудза куда более разнообразны по области деятельности, многие из них всё ещё причисляют себя к одной или другой первоначальным группам. Например, якудза, чей первичный источник доходов составляют незаконные азартные игры, вполне могут считать себя бакуто.

 

Гурэнтай: якудза после войны.

Как только Япония вступила в эпоху урбанизации и индустриализации, появилась третья группа якудза, получившая название «гурэнтай» («gurentai», 愚連隊), причём это название было получено ещё до начала Второй мировой войны. Подпадают ли гурэнтай под традиционное понятие якудза или нет, это ещё спорный вопрос, но они, вне всякого сомнения, породили группировки якудза другого рода, которые получили название «борёкудан» («bōryokudan») – «силовые группировки». Если вкратце, то гурэнтай – это банда недисциплинированных молодых головорезов, которые устраивают силовые «представления» за деньги. Т.е. воюют за тех, кто больше заплатит. Они часто участвовали в борьбе профсоюзов и других организаций рабочих, что поставило их намного ближе к традиционным японским силовым структурам подполья. В процессе милитаризации Японии некоторые из них стали представлять воинствующее крыло японской политики, известное, как «уёку» (右翼, «правое крыло»), или ультра-националисты.

В отличие от более традиционных якудза уёку не устанавливали своё влияние над какими-либо территориями – они учиняли насилие исключительно в политических целях. Самой известной группировкой уёку перед Второй мировой войной была Кокурю-кай (Kokuryū-kai, 黒龍会) – «Общество Чёрного дракона». Кокурю-кай была секретной ультра-националистической зонтичной организацией (такая организация поддерживает несколько других организаций, работающих в определенной области; или же такое учреждение является представителем объединения (союза) этих организаций и имеет собственное название), членами которой было множество правительственных чиновников и офицеров, а также множество мастеров боевых искусств и обитателей японского подполья, занимавшихся политическим терроризмом и убийствами. Также члены Кокурю-кай предоставляли услуги шпионажа для японских властей и занимались контрабандой, включая торговлю китайским опиумом, проституцией и азартными играми за рубежом – все эти области деятельности поставляли Кокурю-кай как денежные средства, так и информацию.
В ходе восстановления страны после войны якудза управляли чёрным рынком в полном соответствии с традициями тэкия. В то же время они начали контролировать крупные морские порты и индустрию развлечений. Самой большой зонтичной группировкой якудза стала Ямагути-гуми (Yamaguchi-gumi), появившаяся в регионе Кансай и владевшая крупной индустрией развлечений в Осаке и не менее крупными морскими портами в Кобэ. Оккупационные силы США пытались бороться с Ямагути-гуми и другими группировками, но напрасно, признав в итоге поражение в 1950 г.

Постепенно якудза стали применять огнестрельное оружие и всё больше стали походить на классических западных гангстеров. На данном этапе и тэкия, и бакуто не ограничивались своими традиционными отраслями деятельности и расширялись в любой области, которую находили выгодной. Гурэнтай в то же время приступили к принятию традиционных ролей тэкия и бакуто, что в итоге привело к столкновению между всеми тремя крупными группами якудза и борьбе за власть и престиж.

В 1960-х гг. Ёсио Кодама (Yoshio Kodama), экс-националист, начал договариваться с различными группировками, первыми из которых стала Ямагути-гуми во главе с Казуо Таокой (Kazuo Taoka), Тосэй-кай (Tōsei-kai) во главе с Хисаюки Матии (Hisayuki Machii) и, в конечном счёте, с Инагава-кай (Inagawa-kai). Стычки между отдельными бандами, однако, продолжались.


Буракумин и корейско-японские якудза.

Хотя корейцы составляют в Японии ничтожную часть (0,5%) от общего количества жителей, они являются очень важной составляющей якудза, возможно, потому что корейцы страдают от жестокой дискриминации наряду с буракумин. От общей численности якудза корейцы составляют около 15%, а в начале 1990-х гг. 18 из 90 крупных начальников в группировке Инагава-кай были этническими корейцами. Национальное полицейское агентство Японии предполагает, что корейцы составляли около 10% от общего числа буракумин в Ямагути-гуми. Также корейцы входили в число борёкудан.

Значимость корейцев была неприкасаемым табу и одной из причин того, что японская версия «Якудза» (1986) Каплана (Kaplan) и Дубро (Dubro) не публиковалась вплоть до 1991 г., плюс из неё были вырезаны описания, к примеру, корейца из Ямагути-гуми.

Хотя этнические корейцы, родившиеся уже в Японии, составляют существенную долю японского населения, их до сих пор считают иностранцами, просто проживающими в стране, из-за их национальности. Но корейцы, которые зачастую избегают заниматься законной торговлей, принимаются в кланы якудза именно по той причине, что соответствуют образу «изгоев» общества.

Человек, который проложил путь для японо-корейцев в японском обществе, был японо-корейский якудза, основавший Тосэй-кай (Tōsei-kai) – крёстный отец Хисаюки Матии. При рождении в 1923 г. он получил имя Чхон Квон Ён (Chong Gwon Yong) и постепенно стал крупным уличным бандитом, видящим в Японии множество возможностей. В итоге Матии удалось покорить эту страну, после чего он стал налаживать контакты с США, в частности, он сотрудничал с их контрразведкой, в которой оценили его стойкие анти-коммунистические убеждения.

В то время, как японские якудза были брошены в тюрьму или находились под пристальным надзором со стороны оккупационных сил США, корейские якудза чувствовали себя вполне свободно и постепенно прибрали к руками самые прибыльные чёрные рынки. Но вместо того, чтобы конкурировать с японскими якудза, Матии заключил с ними союз и на протяжении всей своей подпольной карьеры оставался в близких отношениях с Кодамой и Таокой (см. выше).

В 1948 г. Матии создал свою группировку Тосэй-кай («Голос Восточного Ган») и вскоре прибрал к рукам район Гиндза. Тосэй-кай стала настолько мощной группировкой в Токио, что даже была известна как «полиция Гиндзы» и всесильному Таоке из Ямагути-гуми пришлось договариваться с Матии о том, чтобы его группировка продолжала действовать в пределах Токио.


Опять таки, первопроходцем популярной темы якудза в японском кино и телевидении стал известный – в том числе и на Западе – фильм Акиры Куросавы «Yojimbo», в котором бродячий ронин настраивает друг против друга две группировки якудза и в конечном счёте разрушает их. На самом деле якудза получили понемногу и от мати-якко (например, некоторые методы защиты), и от Кабуки-моно (например, вычурная мода и язык).

Огромная империя Матии включала в себя туризм, развлечения, бары и рестораны, проституцию и импорт нефти. Он и Кодама без посторонней помощи сделали себе состояние на инвестициях в недвижимость. Что ещё более важно, так это то, что Матии выступал посредником между корейским правительством и якудза, что позволило японскому криминалу заняться бизнесом (т.е. рэкетом) в Корее, которую терроризировали японцы в течение многих лет. Благодаря Матии, Корея для японских якудза стала вторым домом. Дабы ещё больше соответствовать роли скрепляющего раствора в отношениях преступного мира обоих стран, Матии было разрешено приобрести крупнейший паромный сервис, соединяющий Симоносэки (Япония) и Пусан (Южная Корея) и являющийся самым коротким маршрутом между двумя странами.

В середине 1960-х гг. давление со стороны полиции вынудило Матии официально распустить Тосэй-кай. В то время он даже сформировал две якобы законные организации: «Toa Sogo Kigyo» (Восточно-азиатская бизнес-компания) и «Toa Yuai Jigyo Kumiai» (Ассоциации дружественных организаций Восточной Азии), которые стали ширмой для ведения преступной деятельности. По широко распространённому мнению Матии способствовал похищению лидера корейской оппозиции Ким Дэ Чуна (Kim Dae Jung) из отеля в Токио. Предполагалось, что Ким должен был быть выброшен в море, связанным по рукам и ногам, с завязанными глазами и привязанным грузом, чтобы тело никогда не всплыло. Но внезапно казнь через утопление была отменена и Кима тайно доставили в гостиницу в окрестностях Сеула. Вмешательство американцев, как утверждается, тогда спасло ему жизнь. А дальнейшее полицейское расследование показало, что люди Матии снимали все другие номера на этом этаже гостиницы. Тем не менее, объявление в похищении людей Матии никогда предъявлено не было. Матии «ушёл на пенсию» в возрасте около 80 лет и с тех пор его частенько видели отдыхающим на Гавайях. Он скончался 14-го сентября 2002 г.

Кроме этого Токутаро Такаями был «кайтё» («kaicho») четвёртой банды якудза – Айдзукотэцу (Aizukotetsu). Он был этническим корейцем и пришёл к власти в качестве главы киотской банды, которой и управлял вплоть до «отставки» в конце 1990-х гг.

 

4.2.2. Японские Якудза

      Мафия в Японии неотделима от экономической и политической жизни, она теснейшим образом связана с большим бизнесом. По своей сути якудза представляет собой самобытную форму организованной преступности, которая не похожа во многом ни на одну из известных форм организованной преступности.
Отличия организованных преступных объединений Японии от организованной преступности в других странах состоят в том, что они не представляют исключительных прав на определенные географические зоны как на сферы своего влияния, не опираются на родственные и семейные связи как основу групповой солидарности и не стремятся сохранять в тайне свою внутреннюю структуру .
      Организованные преступные группы, так называемые борекудан , характеризуется внутренним иерархическим порядком, регламентирующим отношения между членами, их роли, функции и т.п. Организационная структура, традиции и законы борекудан сложились примерно 200 лет тому назад в период феодализма. Родоначальниками современных якудза были бакуто и тэкия.
      Формирования группировок бакуто относится к XVII в. Членами этих группировок в основном становились вассалы дома Токугавы, лишенные земель указом сегуна , и ронины - самураи, утратившие своих сюзеренов в результате конфискации земель последних либо их экономического разорения . Ронины, число которых достигало полумиллиона, переходили с места на место в поисках средств существования и нередко объединялись в банды, занимавшиеся грабежом. Несколько позже к бакуто стали примыкать бродяги, которых бакуто укрывали и кормили в ночлежках.
      Особый интерес представляет происхождение самого слова "якудза". В конце XVII в. в Японии получили большое распространение различного рода азартные игры, в связи с чем основным занятием бакуто стало организация азартных игр в городах и особенно на почтовых станциях больших дорог. Группировки, организовавшие проведение азартных игр получили название якудза, что в карточной игре означало "свинья" ("я" в переводе с японского "восемь", "ку" - "девять", "дза" - видоизмененное "сан", т.е. "три", в сумме - двадцать, самое плохое число в японских картах) . Впоследствии название "якудза" было перенесено на все группы организованной преступности и до сих пор используется для их обозначения наряду с термином "борекудан".
      В какой то степени родоначальниками якудза являются тэкия, которые создавались из разбойников, основную массу которых так же составляли самураи. Они превращались в группы странствующих торговцев, мелких воров и наемников - рэкетиров, которые организовывали преносные ларьки и лавочки для торговли мелким товаром на улицах и ярмарках, проводимых около монастырей по религиозным праздникам.
      Как бакуто, так и тэкия имели свои кодексы поведения, за нарушение которых следовало наказания. Кодекс поведения якудзы во многом воспроизводил кодекс самураев средневековья. Якудза должен был стоически переносить голод, боль, тюремное заключение. Насильственная смерть поэтизировалась, воспринималось как трагическая фатальность. Преуспевающие гловари якудза - оябуны культивировали традиции и образ жизни самураев: изучали литературу, владение мечами и т.п. Кодекс поведения запрещал заниматься деятельностью, непосредственно не связанной с интересами группы, требовал строжайшей секретности и безупречной преданности боссу. Так же кодекс следующие запреты:
      - член якудза обязан не посягать на женщину, принадлежащую другому члену группы
      - не заниматься ни чем иным, кроме "бизнеса" группы, даже под угрозой голода
      - не выдавать секреты группы полиции в случаи задержания
      - не пользоваться обычным языком, употреблять специальный "жаргон".
      В принципе кодекс якудза по своему содержанию связан кодексом поведения сицилийской мафии и американской "Коза Ностра".
      Интересным представляется обряд посвящения в члены якудзы, который также носит название "ритуал со священной чашей". Обряд означал отречение от кровных родителей и признание босса фактическим отцом, а следовательно - безграничную преданность боссу. Существовал обычай ампутации фаланги пальца. Такой операцией новый участник группы демонстрировал свою искренность и преданность какому-либо лицу, перед авторитетом которого он приклонялся.
      Структура якудзы проста, во главе группировки стоит оябун, затем идет высший штаб, рядовые члены и члены - стажеры. В основу организованной структуры группы положены традиционные ценности японской патриархальной семьи, где строгая регламентация места и поведения каждого ее члена сочетается с безграничной преданностью самой семье, и в первую очередь ее главе - оябуну, который является единственным распорядителем доходов.
      Характерная для членов якудза ориентированность на преступный образ жизни в известной степени определяется их субкультурой - своеобразным образом поведения и мышления. Сюда относится: восприятие силы как регулятора отношений между людьми, идея настоящего "мужчины", агрессивность, принципы мгновенного удовлетворения желаний, презрение к труду, мазохизм, враждебность к членам других преступных групп и многое другое. Сохраняются и традиционные ритуалы якудза. Так около 40 % членов якудза прошли обряд посвящения, у 40 % отсутствует фаланги пальцев, у 75% - тело покрыто татуировкой, причем татуировки у различных группировок разные (змей, драконы и т.д.). Татуировка имеет очень глубокий смысл, так как она содержит информацию о том к какой преступной группировке относится лицо, какое положение оно занимает и т.д. (рисунок 2).
      Основные формы деятельности якудза с учетом их развития могут быть представлены следующим образом.
Существует такая форма преступной деятельности, как вымогательство (с применением физического насилия или угрозой его применения), совершаемое отдельными членами якудза в отношении граждан или мелких предприятий. Сохраняется и другая традиционная форма преступности - нелегальное предпринимательство (подпольный игорный бизнес, торговля наркотиками и т.п.). В настоящее время большинство преступных групп стремятся легализировать свой преступный бизнес, прикрываясь при этом каким - либо "частным занятием" . В качестве прикрытия используются предпринимательство в сфере развлечений (рестораны, ночные клубы), строительные конторы, финансовые учреждения, издательство газет и журналов и т.п.
      Способы совершения преступлений с каждым днем становятся многообразнее и изощреннее. Физическое насилие как средство достижения преступной цели применяется в исключительных случаях, в основном применяется интеллектуальное (психическое) насилие. Формы такого "скрытого" насилия различны. Например, угроза огласить компрометирующие данные, лишить коммерческого доверия, помешать получению предполагаемой прибыли, воспрепятствовать нормальной предпринимательской деятельности и т.п.
Наибольший доход якудза получает от нелегального игорного бизнеса (тотализаторы, лотереи, игральные дома), проституции (создание тайных публичных домов), наркобизнеса (распространение стимулирующих средств - амфетаминов и метамфетаминов, кокаина и других наркотических средств), вымогательства.
      В организованной преступности Японии наблюдается интенсивный процесс объединения преступных групп в преступные синдикаты с соответствующей системой соподчинения. В синдикате отношения между группами строятся либо по принципу союза, либо по принципу иерархической пирамиды. В настоящее время в преступном мире Японии образовались гигантские преступные синдикаты. Самым крупным из них являются "Ямогути-гуми" с годовым доходом 102 миллиарда иен, "Сумиеси-рэнгокай" - 61 миллиард иен и "Инагава-кай" - 44 миллиарда иен .

 

Деятельность якудза в наше время.

Большая часть деятельности якудза может быть уяснена в свете их феодального происхождения.

В Японии.

Во-первых, якудза не какое-то там тайное общество, как их коллеги из итальянской мафии или китайских триад. Организации якудза очень часто имеют на входной двери деревянную дощечку с названием клана/семьи или эмблемой. Очень часто многие члены якудза носят яркие костюмы и солнцезащитные очки, поэтому они легко распознаются простыми жителями («катаги», «katagi»). Даже манера ходить выдаёт якудза из толпы: их высокомерная и размашистая походка заметно отличается от походки простых жителей, занятых своими обычными ежедневными делами. Или же, к примеру, якудза может одеться вполне скромно, но при этом при необходимости выставит часть татуировок напоказ, указывая свой род деятельности. Иногда якудза носят маленькие эмблемки на лацканах пиджаков, а одна семья якудза как-то даже издавала ежемесячный бюллетень с детальной информацией касательно сроков отсидки, свадеб, похорон, убийств членов семьи. Также в бюллетень входили стихи лидеров семьи.

До недавнего времени большинство доходов якудза поступало из торговых и развлекательных районов, а также кварталов красных фонарей, которые находились под защитой якудза от разного рода рэкетиров. Как правило, такие районы избегают связываться с полицией, предпочитая быть под «тёплым крылышком» якудза. Японские полицейские также в свою очередь отказываются вмешиваться во внутренние дела таких общин, как торговые ряды, школы/университеты, «ночные» районы и иже с ними. В этом смысле якудза всё ещё расцениваются, как полузаконные организации. Например, после землетрясения в Кобэ местная штаб-квартира Ямагути-гуми быстро мобилизовалась, чтобы помочь местному населению бороться с последствиями землетрясения. Был даже пригнан вертолёт и событие в целом широко освещалось в СМИ в пику заторможенной реакции японского правительства. По этой причине многие якудза рассматривают свои доходы как своеобразный налоговый сбор.

Якудза активно участвуют в секс-индустрии, занимаясь контрабандой порнографии из Европы и Америки, импортируя её в Японию. Также якудза контролируют крупные артели «ночных бабочек» по всей стране. В Китае, где закон ограничивает количество детей в семье, а предпочтение традиционно отдаётся мальчикам, якудза могут покупать нежеланных девочек всего лишь за 5000$ и отправить их на работу в «мидзу сёбай» («mizu shōbai», «water trade»), т.е. в контролируемые якудза ночные бары, рестораны и клубы. Филиппины являются ещё одним источником молодых женщин. Якудза обманывают местных девочек из обедневших деревень, обещая им респектабельные рабочие места и хорошую зарплату в Японии. Но, разумеется, вместо вожделенных златых гор девочки быстро осваивают одну из древнейших профессий в мире, становясь проститутками и стриптизёршами. Причём часть девушек это вполне устраивает, т.к. они получают больше денег, чем могли когда-либо заработать на Филиппинах.

Очень часто якудза занимаются специализированной японской формой вымогательства, известной, как «сокая» («sōkaiya», 総会屋). Сокая по сути является специализированной формой защиты от рэкета. Якудза не третируют малый бизнес, предпочитая запугивать акционеров крупных корпораций. Например, они пугают обычного держателя акций присутствием головорезов из своих кланов и получают право на участие в совещании и небольшой покупкой акций. Занимаются якудза и обычным шантажом, получая уличающую или компрометирующую лидеров или участников тех или иных компаний информацию. После того, как якудза закрепляются в той или иной компании, они становятся её защитниками, оберегая от воздействия внутренних скандалов на общественность. А некоторые компании по-прежнему считают взятки частью своего ежегодного бюджета.
Якудза оказывают сильное влияние на японскую профессиональную борьбу – «пурорэсу» («puroresu», от англ. «professional wrestling»). Их интерес в этом деле, разумеется, чисто финансовый. Якудза, в основном, поддерживают и продвигают своих бойцов, а также в ведении якудза находятся многие арены и стадионы, на которых проводятся состязания. Якудза также получают определённый процент от сборов.

В целом считается, что якудза являются своеобразными покровителями борьбы и смешанных боевых искусств, и для борцов нет ничего необычного в том, чтобы обратиться за покровительством к тому или иному клану. Можно сказать, что ни одно из крупных мероприятий по борьбе в Японии не провалилось, потому что в них были заинтересованы якудза.

Пионер японской борьбы, Рикидозан (Rikidozan), был убит якудза, а бывший участник Мирового чемпионата по борьбе, Ёсихиро Тадзири (Yoshihiro Tajiri), отказался показывать «уловку якудзы», боясь, что станет мишенью для настоящих якудза. Профессионального борца Ёсиаки Фудзивару (Yoshiaki Fujiwara) частенько называли «кумитё» («kumicho», т.е. «крёстный отец») и он часто играл якудза в различных японских комедиях и драмах.

Есть у якудза связи и на японском рынке недвижимости, и в банковском деле – в этом им способствуют «дзиагэя» («jiageya», 地上げ屋), которые специализируются на том, чтобы убедить владельцев малых форм недвижимости продать свою собственность, и обогащают таким образом компанию. За экономику «мыльного пузыря» 1980-х гг. также возлагают ответственность на спекулянтов с недвижимостью из банковских филиалов. После краха японской экономики в то время был убит менеджер главного банка в Нагое, в связи с чем было выражено предположение о связи банковских дельцов с преступным миром.

Также, как известно, якудза вкладывают обширные инвестиции во вполне законные и крупные компании. В 1989 г. Сусуму Исии (Susumu Ishii), оябун Инагава-кай, купил акции Tokyo Kyuko Electric Railway на 255 млн. долларов.

В принципе, кражи не считаются законной деятельностью якудза – все их действия как бы полуприкрыты, а кража является целиком и полностью тайным деянием. И, что более важно, такой акт со стороны якудза будет расценен, как злоупотребление отношением общества. Также фактически якудза не проводят действительные экономические операции самостоятельно. Основные бизнес-мероприятия, такие как мерчендайзинг, выдача займов, управление игорными домами и т.п., осуществляются не самими якудза, а теми, кто платит мафии за защиту своей деятельности.

Существует множество доказательств того, что якудза участвуют и в международных преступных операциях. Например, в азиатских тюрьмах по обвинению в торговле наркотиками или контрабанде оружия сейчас находится множество татуированных членов группировок якудза. В 1997 г. один из доверенных членов якудза был задержан с четырьмя килограммами героина в Канаде. В 1999 г. спецслужбами было подслушано, как член итало-американского мафиозного клана Боннано (Bonnano), Микки Заффарано (Mickey Zaffarano), говорил о выгоде для обеих семей от торговли порнографией. Другим видом рэкета, которым не гнушаются якудза, является привлечение женщин других национальностей рас, в особенности это касается европеек, всеми возможными благами, которые им может дать Япония, а потом выставление их на панель.

Из-за своего происхождения в качестве легитимной феодальной организации и связи с японской политической системой через «уёку» («uyoku», ультраправые силы), якудза в некотором роде являются влиятельной силой, обладающей определённой властью.

В начале 80-х гг. в Фукуоке разразилась война якудза, которую никак не удавалось взять под контроль и в результате несколько гражданских получили ранения. Тогда в дело вмешалась полиция и вынудила боссов обеих сторон официально объявить перемирие между кланами.

В различные времена общественность японских городов приступала к борьбе с якудза, которая шла с переменным успехом и увенчалась самыми разнообразными результатами. В марте 1995 г. японское правительство приняло законопроект под названием «Закон о предотвращении незаконной деятельности членов преступных группировок», который значительно усложнил жизнь традиционному рэкету.

 

В Америке.

В США деятельность якудза сосредоточена, в основном, на Гавайях, но мафиози проникли и в другие части страны. Как утверждается, якудза используют Гавайи как промежуточную базу между Японией и материковыми США, занимаясь контрабандой амфетамина и вывозом огнестрельного оружия в Японию. Якудза легко смешиваются с местным населением, поскольку Гавайи регулярно посещает множество туристов из самой Японии или других азиатских стран. По имеющимся данным, в 1988 г. якудза заправляли 90% деятельности по торговле метамфетамина, а также сотрудничали с местными бандами, направляя японских туристов в игорные дома и бордели.

В Калифорнии якудза заключили союз с местными вьетнамскими и корейскими бандами, а также с китайскими триадами. Были замечены якудза в Лас-Вегасе и в Нью-Йорке, где они, по-видимому, собираются «снимать стружку» с американских мафиози и бизнесменов за приведение клиентуры в их заведения.

 

В Австралии.

Присутствие якудза в Австралии в настоящее время минимально и ограничивается Золотым Берегом (штат Квинсленд), где якудза отмывают деньги в местных казино или вымогают их у японских предприятий, расположенных тут же, в основном, туристических. В принципе, пока якудза не собираются закрепляться и расширяться в австралийском направлении.

 

 

 

 


Навигация по сериям\частям видео:
Нет серий\частей к данному видео!

Также рекомендуем:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх © 2009-2014 Eaon.ru - Все права защищены.
При копировании материалов с сайта, ссылка на источник обязательна!